top of page
Зәуре Батаева

Сто лет репрессии казахов

История казахского народа в период советской и постсоветской власти — это сплошное дежавю́ ужасающих преступлений.


1928-1933


Сталин начинает насильственную коллективизацию, направленную на искоренение независимой экономики казахских кочевников и замену ее советской моделью — колхозами и совхозами. Объявив кочевой образ жизни казахов и их традиции, обычаи, язык и религию непригодными для современного мира, сталинские чиновники конфискуют весь скот казахов, лишив их возможности продолжить свой образ жизни. В результате, от голода погибает больше 1,5 миллиона казахов. Те семьи, которые попытаются избежать голода миграцией в Китай, будут встречены на границе пулеметными очередями. Они гибнут, как будто их никогда и не было, так и не удостоившись надлежащего погребения.


Выжившие кочевники вынуждены поселиться в колхозах и совхозах, и обеспечивать мясом и хлебом Москву и Алматы.


1928-1938


В то время как насильственная коллективизация Сталина поражает 1,5 миллиона казахов-кочевников, мишенью секретных служб советского режима становится образованная часть казахов — особенно талантливые писатели, поэты и ученые. Почти вся первая волна казахской интеллигенции были уничтожена за 2 года: более 20 тысяч интеллектуалов и профессионалов в разных областях расстреляны без суда или отправлены в ГУЛАГ по ложным обвинениям. Их обвиняют в предательстве, в сотрудничестве с иностранными агентами (за связь с Мустафой Шокаем, который находился в то время в Европе) и за участие в заговоре против советской власти.


Выживают только те, которые поддерживают антиказахскую кампанию Сталина и помогают режиму в производстве советской пропаганды, при этом осуждая и предавая собратьев-казахов. Эти люди становятся лучшими инструментами пропаганды режима: прикрывают преступления, совершенные во время казахского голода, и помогают режиму стереть культурное и историческое богатство кочевого скотоводства из коллективной памяти казахов.


Этот двойной процесс — уничтожение всей казахской интеллигенции и создание нового типа «интеллигенции», вернее казахских пропагандистов — задокументирован историком Ларисой Кудериной, дочерью убитого в 1938 году казахского биолога Жумахана Кудерина. Ларисе Кудериной пришлось ждать пятьдесят лет, чтобы рассказать трагическую историю своего отца и других казахских интеллектуалов того периода. В 1994 году, в краткий момент культурной открытости в постсоветской России, Кудериной удалось опубликовать свою книгу в Москве (книгу можно скачать ниже).


В конце своей книги Лариса Кудерина отметила, что если казахи действительно хотят положить конец авторитарной системе, в которой они оказались в ловушке со времен Сталина, важно было бы не только увековечить память жертв, но и выявить пособников режима: «До сих пор в Алматы красуется музей Мухтара Ауэзова. Институт литературы, театры носят его имя... Как тут решить проблему люстрации? Сабит Муканов и Мухтар Ауэзов – все еще «корифеи» , «всемирно известные писатели». А что они людоеды, знают только «бралкиевы». Таких «корифеев» и «вождей», калечивших других людей, нужно судить».


1986


16 декабря на площади Брежнева города Алматы, тысячи студентов (в основном из аулов) присоединяются к мирной акции протеста, требуя прекратить системную дискриминацию этнических казахов в Советском Казахстане. В конце дня акция разгоняется алматинской милицией. На второй день протеста, 17 декабря, протестующих встречает спецподразделение Советской Армии, присланное из Новосибирска Генеральным секретарем Михаилом Горбачевым. Солдаты в масках начинают разгонять протест, избивая и арестовывая сотни участников. В последующие дни вооруженные силы арестовывают, заключают в тюрьму и пытают еще сотни молодых казахов. Некоторых освобождают, многие исчезают навсегда. Имена пострадавших не разглашаются.


Через различные каналы советской пропагандистской машины — газеты, радио и телевещание, школы и университеты — казахстанской общественности сообщают, что 16-17 декабря столица КазССР город Алматы и русское население города Алматы подверглись нападению «наркоманов» и «хулиганов» из сельской местности. Широкая общественность и казахско-советская интеллигенция осуждает протесты и «невоспитанную» казахскую молодежь. Некоторые энтузиасты публично извиняются перед «великим русским народом» и предлагают начать «просветительскую» работу среди казахской молодежи.


Пять лет спустя, когда советский режим рухнет, студенческие протесты 1986 будут бесцеремонно присвоены постсоветским режимом. Бывшие члены Коммунистической партии, причастные к организации жестокого подавления протестов 1986 года, будут утверждать, что они были на стороне студентов. 16 декабря будет объявлено праздником — Днем Независимости Казахстана.


2011


В городе Жанаозен бастуют тысячи нефтяников, требуя повышения заработной платы и улучшения условий труда. Бастующие занимают главную площадь города и продолжают свои мирные акции протеста в течение семи месяцев.


16 декабря, в День Независимости Казахстана, группа провокаторов в масках проникает в гущу протеста и превращает мирный протест в насильственное восстание. Протестующие оказываются в осаде силовиков в масках и снайперов на крышах зданий. Протестующих расстреливают без предупреждения. Официальное число убитых забастовщиков — 15. По данным независимых расследований, количество смертей и тяжелых ранений значительно выше. В последующие месяцы сотни забастовщиков и профсоюзных активистов арестованы, заключены в тюрьмы и подвергнуты пыткам. Имена пострадавших не разглашаются.


Спонсируемые государством блогеры и журналисты используют свои платформы для осуждения протестующих в Жанаозене и поддержки кровавых репрессий, предпринятых правительством 16 декабря 2011 года.


2022


В городах Жанаозен, Актау, Актобе, Шымкент, Кызыл-Орда, Талды-Корган, Семей, Усть-Каменогорск, Алматы и многих других городах десятки тысяч казахстанцев выходят на улицы в знак протеста против абсурдного повышения цен на газ, невыносимые социальные условия и неравное распределение богатства, контролируемое монархией клана Нурсултана Назарбаева.


4 января спонсируемые государством бандиты и провокаторы проникают в протест в городе Алматы и начинают разрушать частную собственность и правительственные здания. Объявляется чрезвычайное положение. Президент Казахстана объявляет войну «иностранным террористам» и приказывает силовикам открыть огонь на поражение без предупреждения. На крышах появляются снайперы. Мирные протестующие и ничего не подозревающие прохожие подвергаются обстрелу. Имена пострадавших не разглашаются.


Российские и казахстанские силовики начинают арестовывать, сажать и пытать казахстанских журналистов, блогеров, правозащитников и профсоюзных активистов. Некоторых освобождают, некоторые исчезают навсегда. Имена пострадавших не разглашаются.


Тем временем, спонсируемые государством блогеры и журналисты начинают пропагандистскую кампанию, оправдывая решение правительства начать войну против собственных граждан и ввод российской армии в страну. «20 тысяч иностранных террористов», «Альтернативы не было», «Токаев спас нашу независимость», «Наша сила в единстве» — 4 лозунга, которые снова и снова повторяются в социальных сетях. Энтузиасты предлагают начать просветительскую работу с «мамбетами».


Казахское восстание 2022 года вызывает в мире одновременно восхищение и шок. Восхищение вызывают десятки тысяч казахстанцев, которые набравшись мужества, вышли на улицы и смело потребовали экономического равенства и защиты своих конституционных прав. Есть и шок: шок от жестокости и дикости, с которой казахстанская диктатура объявила войну против своих граждан под ложным предлогом «борьбы с террористами».


Как с горечью сказал молодой казахстанский рабочий из Актау в своем TikTok обращении к пропагандистам режима, «Весь мир видит, что происходит в Казахстане и все смеются, но смеются они не над Казахским Народом, а над казахстанскими властями, которые всех принимают за идиотов».


Эпилог


При молчаливом соучастии западных демократий восстание казахского народа будет жестоко подавлено в еще одной неравной битве. Но казахский дух не победить! Однажды он восстанет из пепла, как Феникс — быть может, в новом поколении казахов, которые, подобно легендарному Асан Кайгы, найдут Жер Ұйық — страну мира, свободы и процветания.







bottom of page